Урок 22/ 22. Ders

 

Этот урок может показаться вам достаточно коротким, но уверяю вас, что грамматическая тема, которую мы рассмотрим, позволит вам, наконец-то, с легкостью употреблять сложные предложения в речи и на письме. В этом уроке мы поговорим об инфинитивах и усеченных инфинитивах и об их употреблении в качестве разных членов предложения. Мы также послушаем интересные диалоги и почитаем текст.

 

1. Повторение и перевод

2. Инфинитив и усеченный инфинитив

3. Работа с текстом / Okuma-anlama

4. Аудирование

5. Домашняя работа

 

 

 

1. ПОВТОРЕНИЕ И ПЕРЕВОД

 

Поставьте сказуемое в этих предложениях в настоящем-будущем времени

 

1. Osman, tatil günleri ne yapacaksın? Müze, tiyatro, sinemaya gideceğim. 2. Yalnız mı gideceksiniz? Bir dostum var, onunla gideceğiz. 3. Ada'lara vapur kaçta kalkıyor? Bilmiyorum. 4. Pazar günleri evde kalıyor, kitap okuyor, Radyo dinliyor, biraz da parkta geziyor.

 

Переведите на турецкий язык:

 

Летом снег не идет. Мой папа не курит. Я знаю русский и турецкий. Айше каждое утро бегает в парке. Чем ты занимаешься в свободное время? После обеда вы можете пойти домой. По этой узкой дороге моя машина проехать не сможет.  Сибель заболела и не сможет петь на празднике. Ты смог поговорить с ним вчера? Фатих в молодости  очень хорошо мог играть в футбол.

 

проверьте себя

 

 

 

2. ИНФИНИТИВ И УСЕЧЕННЫЙ ИНФИНИТИВ

 

Мы уже давно знаем, что инфинитив – это неопределенная форма глагола, отвечает на вопрос что делать? что сделать?

 

А сегодня мы узнаем, что инфинитив может выступать в роли подлежащего или дополнения, становиться глагольным именем. 

 

 

Инфинитив в виде подлежащего

 

Вот смотрите, какое предложение:

Trafik kurallarına uymak gerek - Следовать правилам дорожного движения необходимо. В этом предложении подлежащим является uymak. Видите, предложение безличное. То есть всем надо следовать этим правилам. А если я, например, хочу сказать: «Тебе нужно следовать правилам дорожного движения»?

 

 В этом случае нам нужен инфинитив усеченный. Выглядит он так ОСНОВА + ma/me

А переводится на русский отглагольным существительным: в нашем случае следование (uyma). И вот этот инфинитив практически превращается в существительное и принимает на себя все те же аффиксы, что и существительное. Поэтому, для того чтобы сказать «Тебе нужно следовать правилам дорожного движения», нужно немножко перефразировать предложение. У нас получится: Твое следование правилам дорожного движения необходимо Trafik kurallarına uyman gerek

 

То есть, смотрите:

 

Мне нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uymam gerek

Тебе нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uyman gerek

Ему нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uyması gerek

Нам нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uymamız gerek

Вам нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uymanız gerek

Им нужно следовать правилам дорожного движения - Trafik kurallarına uymaları gerek

 

А еще может  правилам дорожного движения следовать необходимо некому Али, тогда мы должны сказать: «Следование Али правилам необходимо» - Ali’nin kurallarına uyması gerek

 

Давайте разберем еще несколько примеров:

 

 

Слушание громкой музыки меня беспокоит/раздражает (не важно кто слушает ее)

Ваше слушание громкой музыки меня раздражает (т.е меня бесит то, что Вы слушаете громкую музыку)

 

 

Бытие успешным всех делает счастливым

То, что ученики мои успешны, меня делает счастливым

 

 

Говорить неправду – это неправильное поведение

То, что ты говоришь неправду, совсем не хорошо.

 

Входить запрещено

Любому, кроме дежурного, входить запрещено

 

 

 

Сделайте, пожалуйста, упражнение, в котором нужно использовать инфинитив или усеченный инфинитив с аффиксами принадлежности. Обязательно переведите предложения:

 

 

zararlıвредно, dinlendirmekразвлекать, zayıfслабый,

lazım = gerek = gerekiyorнужно

 

 

 

Инфинитив в виде дополнения

 

Вы уже знаете, что практически все глаголы требуют дополнения в определенном падеже.  Если дополнение выражено инфинитивом и усеченным инфинитивом/глагольным именем, то это правило распространяется и на них.

Местный падеж:

 

ОСНОВА + (ma2) + ma2k + ta2

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + Аффикс принадлежности + (n) da2

 

var и yok требуют местного падежа, при сравнении одного предмета с другим (в нашем случае одного действия  другим) тоже требуется местный падеж, глаголы ısrar etmek - настаивать, acele etmek – спешить, zorlanmak – испытывать трудности также требуют местного падежа.

 

Вот несколько примеров:

 

Sigara içmemekte fayda var – В некурении сигарет есть польза

(Onun) sigara içmemesinde fayda var – В том, что он не курит, есть польза (в его некурении)

 

Niçin eve gelmemekte ısrar ediyorsun? – Почему ты настаиваешь на возвращении домой?

Niçin (benim) eve gelmemde ısrar ediyorsun? – Почему ты настаиваешь на том, чтобы я вернулась домой?

 

Haftada en az iki saat spor yapmakta yarar var – В занятиях спортом самое меньшее 2 часа в неделю есть польза.

(Bizim) Haftada en az iki saat spor yapmamızda yarar var – В том, что мы занимаемся спортом самое меньшее 2 часа в неделю есть польза.

 

 

Исходный падеж:

 

ОСНОВА + (ma2) + ma2k + tan2

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + Аффикс принадлежности + (n) dan2

 

Исходного падежа требуют следующие глаголы: nefret etmek - ненавидеть, korkmak – бояться, hoşlanmak – любить, нравиться,  bahsetmek – рассказывать, sıkılmak – испытывать скуку, vaz geçmek отказываться, şikayet etmek – жаловаться  и др.

 

Yalan söylemekten nefret ediyorum!  - Ненавижу врать!

Yalan söylemenden nefret ediyorum! – Я ненавижу, когда ты врешь!

 

Geceleri yalnız kalmaktan korkarım – Я боюсь оставаться ночью в одиночестве

Bazıları köpeklerin havlamasından korkar – Некоторые боятся, когда собака лает

 

 

 

Сделайте, пожалуйста, упражнение, используя инфинитив и усеченный инфинитив с аффиксами принадлежности в местном и исходном падежам.

 

 

Давайте сделаем еще одно упражнение, в котором вам нужно выбрать правильный вариант употребления инфинитива.

 

 

 

Направительный (дательный) падеж

 

 

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + y + a2

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + Аффикс принадлежности + (n) a2

 

 

Направительного падежа требуют глаголы: başlamak – начинать, karar vermek – принимать решение, inanmak – веритьçalışmak – работать, стараться что-либо сделать, gitmek, gelmek, devam etmek – продолжать, sevinmek – радоваться, yardım etmek – помогать, izin vermek – разрешать, engel olmak – препятствовать, alışmak привыкать к чему-л, benzemek – быть похожим, davet etmek – приглашать, kızmak – злиться, şaşırmak – удивляться, karışmak – вмешиваться и тп.

 

 

Ankara’da yaşamaya alıştım – Я привык жить в Анкаре

Annebabam Moskova’da yaşamama alıştı – Мои родители привыкли к том

 

Yemek yemeye az önce başladım – я начал есть.

 

Öğretmenimiz bizim derse geç girmemize kızıyor – Наш учитель злится, если м опаздываем на урок.

 

Annem sizinle dışarı çıkmama izin vermiyor – Мама не разрешает мне с тобой гулять J

 

Dün oğlum yürümeye başladı – Вчера мой сын начал ходить

 

 

Винительный падеж

 

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + y + ı2

ОСНОВА + (ma2) + ma2 + Аффикс принадлежности + (n) ı2

 

 

Как вы, я надеюсь, помните, ВСЕ переходные глаголы, кроме глагола istemek (и тот с некоторыми оговорками)  требуют винительного падежа. В случае с другими частями речи иногда он оформляется, иногда нет, а с глаголами – оформляется всегда!

 

Давайте сначала разберемся с глаголом istemek. Если какое-то действие и глагол istemek разделены другими членами предложения в таких предложениях как: я хочу что-то сделать, он хочет что-то сделать (то есть объект, который хочет и делает, это одно лицо), то винительный падеж оформляется, а если они идут рядом, то нет. Вот, смотрите на примерах:

 

Tatilde Kapadokya’ya gitmek istiyorum – Я хочу на каникулах поехать в Кападокию.

Bu kazağı almayı çok istiyorum – Этот свитер я очень хочу купить.

 

Если же тот, кто чего-то хочет, и тот, кто выполняет действие это разные люди, то падеж оформляется:

 

Ben doktor olmak istiyorum

Babam benim doktor olmamı istiyor – Мой папа хочет, чтобы я стал доктором

 

Ну а с другими глаголами все понятно. Со всеми переходными глаголами употребляется винительный падеж. Вот примеры:

 

Ahmet Ayşe ile evlenmeyi düşünüyor – Ахмет думает жениться на Айше

Sizin cevap verminizi bekliyorum – я жду, когда Вы дадите мне ответ

Yarın pikniğe gitmeyi planlıyoruz – Завтра мы планируем пойти на пикник

Doktor daha çok dinlenmemi tavsiye etti – Доктор посоветовал мне больше отдыхать

 

 

Давайте сделаем упражнение, где встречаются инфинитивы в винительном и направительном падежах:

 

 

 

Усеченный инфинитив в виде определения

 

Усеченный инфинитив или глагольное имя иногда может быть определением, выступая составной частью словосочетания во втором изафете:

 

например:  çalışma odası – рабочий кабинет

 

Вот еще несколько примеров:

 

 

Вчера мы делали упражнение на чтение – понимание (на чтение и понимание текста).

Рабочий кабинет мы покрасили в синий. Привычку курить сигареты всем в обществе вредит. В Томере начались уроки говорения (разговорный турецкий).

 

 

Итак, давайте сделаем общезакрепляющее упражнение, где встречаются все виды употребления инфинитива и усеченного инфинитива. Эта тема довольно сложная, но если вы ее хорошенько разберете и поймете, вы начнете с легкостью составлять сложные предложения!

 

 

 

 

3. Работа с текстом / Okuma-anlama

 

Сегодня наш урок посвящен правилам дорожного движения и поведению на дорогах. Тема та еще, но в тексте, который мы сейчас прочитаем, очень много примеров употребления инфинитивов и усеченных инфинитивов. Прочитайте текст, найдите все примеры употребления инфинитивов и ответьте на вопросы после текста.

 

Незнакомые слова:

 

trafik kurallarıправила дорожного движения

uymakследовать

yetişmek успеть

acele etmekспешить

emniyetбезопасность

yayalarпешеходы

toplumобщество

kazaавария

kaybetmekтерять

sebep причина

sürücü водитель

tehlikeye atmakподвергать опасности

 

 

             

 

Ответьте на вопросы:

 

 

Отметьте, верны или неверны следующие высказывания:

 

  

 

 

 

 

4. Аудирование

 

Ну а теперь давайте послушаем интересный диалог из жизни доблестных сотрудников турецкого ГАИ :) Ну, то есть, дорожной полиции. Послушайте разговоры двух инспекторов с двумя водителями и ответьте на вопросы. Можете воспользоваться подсказкой, если чего-то будет не понятно.

 

Незнакомые слова:

 

ehliyetводительские права

ruhsat -  разрешение, лицензия

görevпост, должность, обязанность, долг

güven уверенность

denetlemek контролировать, проверять

hız limitini aşmakпревысить лимит скорости

üstelikкроме всего прочего, к тому же

sarhoşпьяный

cezaштраф

dertгоре

suçвина

karakol(полицейский) участок

zorluk çıkarmak -  причинять неудобства

çiğnemek зд. нарушать

  

 

Ответьте на вопросы:

 

Отметьте, верны или неверны следующие высказывания:

 

 

 

 

 

5. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 

 

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

 

Ну вот и все на сегодня! Спасибо за внимание, до встречи в двадцать третьем  уроке!